Понятия халяль и харам не являются исключительными только для общины заключительного Пророка и Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Всевышний сотворил эти понятия для всего человечества, начиная с Пророка Адама (мир ему), когда сделал дозволенным для Адама и Евы в Раю все, помимо плода запрещенного дерева. Именно употребление запретного плода стало причиной изгнания наших прародителей из Рая на Землю. Об этом мы узнаем из суры Бакара в Священном Коране: «Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников». Дьявол же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока» (Священный Коран, 2:35-36), (смотрите также 7:19-24 и 20:117-123). Определенные запреты также ниспосылались и другим пророкам (мир им всем) в их священных писаниях. Для общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) Аллах ниспослал заключительное Писание, в котором разъясняются основные понятия разрешенного и запрещенного в Исламе. Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), в свою очередь, показал как применять эти понятия в повседневной жизни. Таким образом, Коран и Сунна являются основными источниками, из которых мы черпаем информацию о том, что дозволено и запрещено для употребления и применения в нашей жизни. فَكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ حَلَالًا طَيِّبًا وَاشْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ «Питайтесь дозволенным и благим из того, что Аллах дал вам в удел, и будьте благодарны за милости Аллаха, если вы поклоняетесь Ему.» (Священный Коран, 16:114) В этом аяте показано, чем же все-таки нам стоит питаться (этот вопрос также освещается неоднократно и в других аятах). Рассмотрим все по порядку. Халяль Халяль (حلال) с арабского означает дозволенное, разрешенное и охватывает все сферы жизни человека, не только еду. Если не указано обратного в Коране и Сунне, большинство вещей считаются халяльными. Человек ни в коем случае не может сделать харам халялем, как и халяль харамом. В упомянутом выше аяте наряду с халяль есть слово طَيِّب - таййиб (благой), что означает чистый, здоровый, хороший, не имеющий изъянов. То есть, помимо дозволенности, все, что употребляется и применяется человеком еще не должно приносить ему вред, как при одноразовом употреблении, так и при многоразовом. Значит, задача каждого мусульманина и мусульманки выбирать не просто халяль, но еще и таййиб, так как эти понятия неразделимы. В дальнейшем, употребляя слово халяль, я буду иметь в виду оба термина сразу. Харам Харам (حرام) же, наоборот, означает неразрешенное, запрещенное. Всем известно про коранический запрет свинины и алкоголя. Однако, это не все. Ниже указаны продукты питания, которые запрещены прямым кораническим текстом: 1. Мертвечина; 2. Мясо удушенного животного; 3. Мясо забитого (палками или другими предметами) насмерть животного; 4. Мясо животного, умершего вследствие падения с высоты; 5. Мясо забоданного животного; 6. Мясо животного, забитого хищником; 7. Кровь, вытекшая наружу, кроме той, что осталась (в незначительных количествах) на мясе и в органах животного; 8. Мясо животного, над которым во время заклания было произнесено чье-то имя помимо Аллаха; 9. Мясо животных, принесенных в жертву идолам; 10. Свинина и все продукты и добавки, полученные из свинины; 11. Любые виды алкоголя и наркотических средств. Запрет на первые 10 пуктов приведен в Священном Коране в суре Трапеза: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.» (Священный Коран, 5:3). Запрет того, что указано в 11 пункте приводится в следующих аятах суры Трапеза: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»(Священный Коран, 5:90-91). Помимо перечисленных выше одиннадцати пунктов, Шариат также указывает на запрет употребления следующего: Хищные животные, имеющие когти и клыки, такие как львы, тигры, медведи и другие подобные животные; Хищные птицы, имеющие когти, такие как орлы, ястребы и другие подобные птицы; Вредители, такие как крысы, многоножки, скорпионы и другие подобные; Животные, которые считаются отталкивающими, противными и неприятными, такие как вши, мухи, личинки, змеи и другие подобные; Животные, которых запрещено убивать в Исламе, такие как муравьи, пчелы, дятлы; Животные, которые могут жить как на земле так и в воде, такие как лягушки, крокодилы и другие подобные животные; Мулы и домашние ослы; Любые ядовитые или опасные морские животные; Любые другие животные, забитые не по канонам Шариата; Опьяняющие и опасные растения, кроме тех, чей вред может быть ликвидирован в процессе приготовления; Все виды опьяняющих и опасных напитков; Все полученное из перечисленного выше, если при этом сохраняются свойства которые изначально привели к запрету. Если мусульманин употребит что-то из вышеперечисленного прямо или косвенно (!), ему запишется грех. Однако, в некоторых чрезвычайных ситуациях, приведенных ниже, на нем не будет греха если он употребит что-либо из приведенного выше: А) по ошибке, Б) когда человек находится на грани жизни и смерти и нет другой альтернативы кроме как употребление запретного для спасения жизни. При этом употребление запретного в возможно только в количествах, достаточных для сохранения жизни. В суре Корова Аллах говорит следующее: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Священный Коран, 1:173). Сомнительное Некоторые вещи являются сомнительными, потому что человек не может точно знать халяль они или харам, например, определенные пищевые добавки животного происхождения, об источнике которых (халяль или харам) у человека нет информации. Если в Шариате нет точного указания о том, халяль что-либо или харам, тогда человек должен принять самое правильное решение самостоятельно (опираясь на достоверные научные источники). Лучше всего же избегать сомнительного, как советовал нам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего). Передает Абу ‘Абдуллах ан-Ну’ман бин Башир (пусть будет доволен им Аллах): «Я слышал, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), говорил следующим образом: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, этим кусочком является сердце.» (Аль-Бухари, 52; Муслим, 1599). Всевышний Аллах настолько Щедр и Милостив к Своим творениям, что даровал им безграничное количество благ в этом мире и еще больше благ для людей верующих в следующем мире. Ведь и вправду, если задуматься о всех благах, которыми Он наделяет нас каждый день, то их невозможно пересчитать. Единственное, что Он хочет от нас взамен – это признание Его Величия и поклонение только Ему одному. Чтобы испытать людей, Всевышний создал некоторые запреты, которые верующие не должны переступать. Сторонение данных запретов, а также употребление и применение халяль продуктов ради довольства Всевышнего уже само по себе является актом поклонения. Самое интересное, что несмотря на несметное количество разрешенных для нас вещей и совсем небольшой список запрещенных, зачастую мы все же склоняемся в пользу последних, пытаемся придумать себе отговорки для использования и совершения того, что не угодно Аллаху. Давайте же задумаемся над тем, чем мы пользуемся в повседневной жизни и наполняем наши желудки, чтобы это не свидетельствовало против нас в Судный день. Всем мир!
Назад в новостиThe application for
edits point accepted
Edits will be added
after verification, you
there will come a notification
in the personal Cabinet